Деревянные шпалы и их достоинства
Основной функцией жд шпалы была и остается функция опоры для рельсов.
Сами по себе шпалы есть ни что иное, как деревянные брусья, которые предназначены для распределения динамической нагрузки от движения составов на балластный слой железнодорожного полотна.
Деревянные шпалы невероятно устойчивы к перепадам температур, это свойство определяет неизменность их уникальных физических характеристик как жарким летом, так и морозной зимой. Дерево не только очень упруго, но и не несет для производителя трудностей в обработке, являясь, кроме того, великолепным диэлектриком и славясь как очень прочный материал. Шпалы отлично сцепляются с щебенкой, покрывающей жд полотно.
Не всем известно, что деревянные шпалы пришли на смену малофункциональным каменным плитам и сегодня в их производстве используют несколько видов древесины. В разных странах мира приоритет отдается той или иной породе: так, в России главным источником сырья для жд шпалы была и остается сосна.
Специалисты отмечают: сегодня более 50% шпал на дорогах Российской федерации производятся из дерева. Именно они дают уникальную, плавную возможность отвода расширения колеи и изменения кривых с радиусом до 300 м. Помимо сосны материалами, пригодными для изготовления шпал, считаются лиственница, ель, пихта и кедр.
Интересно, что деревянные шпалы практически не имеют ограничений при распределении их по зонам укладки. Они размещаются как на звеньевых путях и участках с нестабильным полотном (вечная мерзлота или болота), так и на пучинистых грунтах и участках путей с повышенной грузонапряженностью. По форме поперченного сечения современные шпалы принято разделять на:
обрезные, пропиленные со всех четырех сторон;
необрезные, пропиленные с противоположных сторон;
По типам поперечного сечения шпалы также разделяют на:
шпалы для главных путей;
шпалы для станционных или подъездных путей;
шпалы для ненапряженных, малодеятельных путей (преимущественно на промышленных предприятиях).
К основным дефектам, способным проявляться на шпалах, изготовленных из древесины относятся:
продольные трещины и расколы;
износ дерева, обнаруживаемый под прокладками;
отдельные «выколы» кусков;
изломы;
загнивание в торцах изделий.
Несмотря на склонность к гниению, которая, безусловно, является результатом негативного воздействия влажной внешней среды, шпалы с особой антисептической пропиткой способны долгое время не проявлять нежелательных, с точки зрения железнодорожников и производителей, свойств. Средний срок службы обыкновенной шпалы составляет порядка 15-17 лет и определяется климатическими условиями региона, нагрузкой при эксплуатации и рядом других условий.
Необходимо еще раз отметить: деревянные шпалы не имеют существенных ограничений по зонам укладки, их используют на высоконапряженных, стыковых путях, путях с уширением колеи и зонах, подверженных повышенному риску пучения грунтов, там, где деревянные шпалы проявляют максимальную надежность и лучший, по сравнению с другими материалами, результат.
16 Февраля 2016
skip_previous