Деревянные шпалы: история
История деревянной шпалы фактически связана с прокладкой в 1837 году знакового железнодорожного переезда, получившего название «Петербург - Царское Село».
Эта дорога была протяженностью всего 27 километров, однако, несмотря на свои относительно небольшие масштабы, имела огромное значение для будущего строительства железных дорог в нашей стране.
Первые рельсы были двухголовыми. К деревянным шпалам они крепились при помощи особых клиньев, заключенных в чугунные подушки. Первые шпалы были длиной около 3 метров.
Вторая половина XIX века в России была названа грандиозным прорывом в строительстве железных дорог. С 1851 года в эксплуатацию водятся Николаевская, Рязанская, Нижегородская и Ярославская железные дороги, а начало XX века вывело Россию на второе место по протяженности железнодорожной колеи после США.
С самого начала применения деревянной шпалы перед промышленниками стояла задача удлинения срока ее эксплуатации. Антисептическая пропитка древесины вывела производство на иной, более высокий уровень. И уже в 1848 году пропитанные шпалы были использованы для прокладки многокилометровой дороги Санкт-Петербург - Москва. Основная цель была достигнута. Вместо прежних 8-12 лет, срок службы шпалы увеличился почти вдвое. «Почему именно древесина?» - спросите Вы. На тот момент древесина была наиболее дешевым из имеющихся материалов, к другим ее положительным качествам относились простота сборки и проведения ремонтных работ.
Уже в 1913 году общая протяженность дорог составляла 72 тысячи километров. С 1 марта 1962 года с момента постановления «О мероприятиях по расширению производства железобетонных шпал» произошла смена курса в сторону железобетона. Это обуславливалось высокой чувствительностью дерева к изменениям температур на бесстыковых путях. Несмотря на попытку правительства полностью изменить устоявшиеся системы, деревянные шпалы и по сей день остаются самым востребованным материалом при строительстве железных дорог.
4 Апреля 2016
skip_previous