Породы древесины для шпал
Со времени прокладки железной дороги по маршруту Ливерпуль-Манчестер утекло много воды, изменились и шпалы (от голландского spalk, что означает подпорка), заменив каменные плиты, которые на заре развития железнодорожных перевозок укладывались вместо деревянных брусков.
Несмотря на то, что сегодня разработаны новые виды материалов, дерево было и остается наиболее приемлемым в шпалопроизводстве.
И не мудрено, ведь именно дерево обеспечивает тот набор характеристик, который не имеет, например, железобетон. Упругий, легкий в обработке диэлектрик, дерево отлично сцепляется с щебеночным балластом и не показывает высокой чувствительности к колебаниям температур. Кроме того, важным свойством деревянной шпалы является возможность укладки на малорадиальных кривых участках пути. В зависимости от обработки и типа пропитки шпалы могут служить от 7 до 40 лет с возможностью вторичного их использования.
Основным сырьем для изготовления шпал в России традиционно является сосна. Кроме сосны производители зачастую используют кедр, ель и пихту, реже - лиственницу и дуб. С главной проблемой деревянных шпал, гниением в местах крепления к рельсам, производители научились справляться при помощи специальных пропиток. Для этого используются каменноугольные масла, креозот и другие антисептики.
Из-за серьезного колебания длины шпал (от 2 до 3 метров) к началу XX века в России насчитывалось более 12 типоразмеров этих опор. Затем их количество снизилось до пяти, но все эти годы одно оставалось неизменным - форма шпалы, которая вкупе с практически в два раза удлиненным сроком службы сделала ее незаменимой для железнодорожного строительства нашей страны.
6 Апреля 2016
skip_previous