Шпалы деревянные: виды дефектов и требования к восстановленному качеству
В процессе капитального ремонта или обновления железнодорожных путей снятые для оценки состояния шпалы деревянные могут быть рассортированы по нескольким основным видам, среди них:
шпалы, не требующие ремонта, годные для укладки;
шпалы, нуждающиеся в ремонте перед укладкой;
шпалы не пригодные для дальнейшего использования.
Все ремонтные работы, касающиеся деревянных шпал, согласно инструкции, проводятся в специальных мастерских. Механизированные цеха, создаваемые на базах крупных железнодорожных станций или в помещениях шпалопропиточных заводов, делятся на три основных типа:
стационарные цеха;
мастерские в сборных или крытых помещениях;
передвижные мастерские на специальных платформах.
Старогодные деревянные шпалы подвергаются ремонт, соответствующему ТУ32 ЦП 562-77, «Ремонт деревянных шпал в механизированных мастерских». В процессе ремонта шпалы избавляются от гнили, костыльные или шурупные отверстия заделываются специальными втулкам и пробками, происходит укрепление концов шпал скобами, проволокой или металлическими болтами, непропитанные участки дерева обрабатываются в автоклавах или путем нанесения специальной антисептической пасты.
Для ремонта в путевых станциях шпалы деревянные помещаются в специально отведенные под эти цели пункты. После проведения таких работ шпалы не должны иметь:
следов и признаков гниения;
отверстий от старых болтов. Отверстия забиваются пробками из антисептированного материала, вместо них высверливаются новые метки для крепления шпалы на железнодорожных путях.
растрескавшихся и расслоившихся концов. Концы шпалы укрепляются специальной скобой, проволокой или заделываются с применением металлических болтов.
трещин по всему периметру. Трещины заделываются антисептическим материалом с дальнейшим нанесением гидроизоляции.
После прохождения механизированных мастерских шпалы обычно разделяются на три большие группы, среди них:
группа 1. Шпалы, предназначенные для эксплуатации на главных, приёмоотправочных путях, или путях, относящихся к 1-2 классу. Такие шпалы не должны иметь признаков гнили, сквозных расколов на торцах (одновременно оба края), концы втулок в таких шпалах не должны проникать в нижнюю пласть;
группа 2. Шпалы, предназначенные для эксплуатации на путях 3-4 класса. Такие шпалы не имеют загнивания с торцов, втулки не выходят за границы нижней пласти, толщина в месте зарубки не может быть ниже 130 миллиметров;
группа 3. Шпалы, эксплуатируемые на путях 5 класса, подъездных и станционных путях. Шпалы такого типа, не относимые ни к одной из вышеперечисленных групп, обязаны иметь толщину в месте зарубки не менее 120 миллиметров.